Меню
Главная
История типографии
Печатные дома
Флексография
Трафаретная печать
Глубокая печать
Литография
Офсетная печать
Полноцветная печать
Шелкография
Другие виды печати
История печатного станка
Допечатная подготовка
Ламинирование
Дизайн и вёрстка
КОНТАКТЫ








История литографии

Это наиболее старый способ плоской печати. Для создания печатной формы использовались известняки с плоской поверхностью. Печатные элементы наносились на форму вручную жирной краской. Тонкие штриховые изображения прорисовывались пером, плашки наносились кистью, а участки растровых переходов прорабатывались литографским карандашом. Изменения интенсивности окрашивания добивались, изменяя нажим карандаша или нанося дополнительные штрихи. Затем поверхность камня протравливалась вязким раствором азотной кислоты и гуммиарабика. В результате не защищенные жирной краской участки приобретали гидрофильность. Печать с таких форм производилась на листовых машинах, с увлажняющим аппаратом и валиками для наката краски. Краска наносилась непосредственно с формы на бумагу.

Растровая структура на участках, закрашенных карандашом, возникала за счет естественной зернистости поверхности известняка. При этом не возникало регулярной растровой структуры, этот растр наиболее сходен со становящимся все более популярным стохастическим растром, где используются случайным образом разбросанные точки очень мелкого размера, средняя частота которых варьируется в зависимости от плотности оригинала. До изобретения механизмов стохастического растрирования оставалось примерно два века, однако псевдослучайная структура поверхности известняка уже тогда позволяла наносить на изображение до 20 красок без риска появления муара. До современного стандарта представления цвета в CMYK-модели было весьма далеко, до споров о нужности или бесполезности шестикрасочной модели - еще дальше, поэтому печатники спокойно использовали шесть, семь и более красок.

Если кому-то из читателей приходилось держать в руках давно ставшие библиографической редкостью учебники по некоторым естествонаучным дисциплинам, из данные в пятидесятые годы, вы наверняка вспомните потрясающего качества цвет ные вкладки, где объекты кажутся почти объемными.

До наших дней способ литографской печати в качестве промышленной технологии не дожил, но существует его наследник в виде весьма редкого варианта прикладного искусства - автолитография. При этом в роли типографа выступает сам художник.

Изображение наносится специальными чернилами или жирным карандашом на бумагу, затем под давлением переносится на алюминиевую или цинковую пластину или (редко) на литографский камень. Печать производится самим художником на ручном плоскопечатном станке. Если быть очень аккуратным и трудолюбивым, таким способом можно изготовить до сотни и более оттисков.