Меню
Главная
История типографии
Печатные дома
Флексография
Трафаретная печать
Глубокая печать
Литография
Офсетная печать
Полноцветная печать
Шелкография
Другие виды печати
История печатного станка
Допечатная подготовка
Ламинирование
Дизайн и вёрстка
КОНТАКТЫ








Литография

Литография – метод, используемый для печатания на гладкой поверхности. Изобретенный баварским автором Алоисом Сенефелдером в 1796 году, он может использоваться для печатния текста или художественных работы на бумаге или другом подходящем материале. Этот метод может также применяться для фотолитографии и микролитографии, используемой для изготовления интегральных схем и микроэлектромеханических систем.

Печать

Принцип

Литография - процесс печатания, который использует химические процессы для создания изображения. Например, позитив изображения будет гидрофобным химикатом, в то время как негатив будет водой. Таким образом, когда пластина заполнена совместимыми чернилами и водной смесью, чернила будут собираться на позитиве, а вода будет очищать негатив. Это позволяет создать относительно ровный фотоотпечаток на матовой бумаге, которая позволяет намного увеличить срок эксплуатации, чем старые физические методы отображения (например, чеканка или гравирование).

Химический процесс

Литография основывается на несовместимости масла и воды. Изображение создается на поверхности печатной пластины с помощью масляных (гидрофобных) красителей. Диапазон сред на масляной основе бесконечен, но функциональные возможности изображения зависят от содержания липидов в используемом материале – именно он способен противостоять воде и кислоте. После размещения изображения на пластинку наносится кислота, эмульгированная с гуммиарабиком. Функция этой эмульсии - создание слоя соли непосредственно вокруг площади изображения. Слой соли просачивается в поры пластинки или камня, полностью охватывая оригинальное изображение. Этот процесс называют гравировкой. Используя литографский скипидар, печатник удаляет остатки масла с рисунка, оставляя только слой соли; именно этот слой соли составляет каркас оригинальной формы изображения. В процессе печатания пластина или камень смачивается водой. Вода смывает слой соли, созданной кислотой. Чернила, в которых содержится большое количество липида, растекаются по поверхности. Вода отталкивает жир в чернилах, и единственное место, куда они могут течь - впадины, оставленные материалом совмещенного оригинала. Когда впадины достаточно заполнены, камень и бумагу помещают в пресс, для получения оттиска чернил на бумаге и от камня.

Начальная стадия развития

Литография была изобретена Алоисом Сенефелдером в Богемии в 1796 году. В начальной стадии для литографии использовался гладкий известняк (отсюда и название "литография" - "lithos- древнее греческое слово, означающее “камень”). После того, как изображение, выполненное красками на масляной основе, было помещено на поверхности, ее обрабатывали кислотой; позже применялся гуммиарабик, растворяющийся в воде. Он покрывал только не масляную поверхность.

Обработки

Сенефелдер экспериментировал в начале 1800-ых гг. с многокрасочной литографией; в своей книге 1819 года он предсказал, что процесс будет, в конечном итоге, усовершенствован и использован для воспроизведения картин. Печатание разноцветной продукции было введено путем использования нового процесса, известного как хромолитография, открытого Годефроем Энглменом (Франция) в 1837 году. Отдельный камень использовался для каждого цвета, и печать проходила отдельно для каждого камня. Главная часть проблемы состояла в том, что изображение следовало постоянно выравнивать. Этот метод подходил для создания изображений, состоящих из больших областей многоцветной безрастровой печати, и лидировал в изготовлении афиш того времени.

Современный процесс

Современная литография в больших объемах используется для производства афиш, карт, книг, газет и упаковок - примером может служить любой гладкий, серийно выпускаемый продукт с печатью на нем.

В данной форме литографии, которая зависит от фотографических процессов, гибкие алюминиевые или пластмассовые печатные формы используются вместо каменных плит. Современные печатные формы имеют чистящуюся или шероховатую структуру и покрыты фотографической эмульсией. Негатив желаемого изображения входит в контакт с эмульсией и пластина выставляется на свет. После этого эмульсия меняет негатив на копию оригинального изображения (позитив). Изображение на покрытой эмульсией пластине можно также создавать путем прямого лазерного формирования изображения. Позитив - эмульсия, которая остается после создания изображения. Много лет для удаления эмульсии использовались химикаты, но теперь существуют пластины, которые не требуют химической обработки.

Пластину прикрепляют к барабану на печатном станке. С помощью роликов наносят воду, которая покрывает чистые участки пластины, но отталкивается покрытыми эмульсией участками изображения. Чернила, наносимые с помощью других роликов, отталкиваются водой и размещаются только на покрытой эмульсией площади изображения – например, изображения и фотографии на газетной странице.

Если это изображение непосредственно передать на бумагу, то будет получен позитив, но бумага станет слишком влажной. Вместо этого формовочные цилиндры напротив барабана покрывают резиновым ковриком, который сжимает воду и собирает чернила. Бумажные рулоны располагаются поперек офсетного цилиндра, и изображение передается на бумагу. Поскольку изображение сначала переносится или печатается офсетным способом на резиновом барабане, этот метод воспроизведения известен как офсет или офсетная печать.

Много новшеств и технических усовершенствований были введены в процесс печатания и прессовки за эти годы, включая развитие прессов с множеством секций (каждая содержит одну печатную форму), которые могут напечатать многоцветные изображения за один прогон с обеих сторон листа. Также существуют прессы, известные как многорулонная печатная машина, приспособленные к печати на непрерывных рулонах бумаги. Другим новшеством стал непрерывный увлажняющий аппарат. Этот улучшило возможность контролировать водный поток на пластине и учитывать лучшие чернила и водокрасочный баланс. Современные увлажняющие аппараты включают " дельта эффект ", который замедляет ролик, входящий в контакт с пластиной, очищая изображение от примесей.

Появление верстки печатных изданий на компьютере позволило легко управлять расстановкой печатной информации и изображений для возможной печати на настольных или коммерческих прессах. Развитие цифрового устройства фотовывода позволило типографиям получать негативы для изготовления печатных форм непосредственно с цифрового входа, пропуская промежуточный шаг фотографирования фактического расположения страницы. Развитие цифровых фотонаборных машин в конце двадцатого века исключило использование пленочных негативов в целом, позволяя создавать печатные формы непосредственно с входа цифровых данных - процесс, известный как создание печатной формы на компьютере.

Читайте также: История литографии